Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 00:47

Сайт учителя английского языка Фархутдиновой Ларисы Марсовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Система упражнений для обучения аудированию.

Система упражнений для обучения аудированию.

       Аудирование является, как известно, компонентом устного речевого общения и представляет собой восприятие на слух и понимание речи в момент ее порождения. Обучение аудированию, как и другим видам речевой деятельности, предполагает поэтапное формирование у учащихся соответствующих (рецептивных) навыков и умений. На начальном этапе этот процесс имеет свои особенности, которые определяются как психологической природой этой рецептивной речевой деятельности, так и условиями обучения (наличие определенного уровня владения иностранным языком, количество времени, отводимого на обучение аудированию, возрастные особенности учащихся и другие ), а также характером упражнений, выполняемых учащимися [Гальскова 2004:175].

    Аудитивные умения могут определяться как целостное понимание связного высказывания (фрагментов текста или всего текста) при одноразовом восприятии на слух. Следует отметить, что проблема разработки системы упражнений и их классификация является самой актуальной в практическом отношении и наиболее сложной в теоретическом плане. Под системой упражнений мы вслед за С.Ф.Шатиловым понимаем «совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях» [Шатилов 1977: 91].

      Система упражнений в аудировании - это совокупность необходимых групп и видов упражнений, которые выполняются в определенной последовательности и достаточном количестве, чтобы сформировать навыки и умения аудирования. Руководствуясь психологическими особенностями процесса понимания, а также трудностями понимания аутентичного текста, можно выделить следующие принципы построения системы упражнений, направленных на развитие аудитивных умений:

     1. система упражнений должна быть направлена на достижение конечных (промежуточных) целей;                                        2. система упражнений должна быть направлена на преодоление психологических и лингвистических сложностей воспринимаемой на слух речи;

   3. система упражнений должна обеспечивать развитие умений, направленных на совершенствование рецептивных речевых механизмов аудирования;

 4. система упражнений должна содержать упражнения для предтекстовой, притекстовой и послетекстовой работы;

   5. система упражнений должна представлять собой рационально организованную последовательность упражнений;

  6. система упражнений должна обеспечивать понимание аутентичного текста, как на уровне значения, так и на уровне смысла.

    Исходя из данных положений о системе упражнений, Е.Н.Соловова предлагает следующую типологию, направленную на развитие умений рецептивных речевых механизмов при аудировании [Соловова 2003: 125].

   1. Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу или б) синхронно на том же языке

   2. Упражнения на развитие речевого слуха

   3. Упражнения на тренировку памяти

  4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования Например, по теме «кино» учащиеся могут составить следующие типичные выражения: показывать фильм, играть главную роль, работа оператора, производить впечатление и т.д. Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания и клише переводить в разброс с родного языка на иностранный и наоборот.

  4. Упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.

  5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д. Как видно из приведенных упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

    Ряд методистов, например Колкер Я.М., Соловова Е.В. предлагают следующую типологию упражнений на развитие навыков аудирования. Упражнения в развитии аудирования подразделяются на четыре группы:

 подготавливающие к восприятию текста;

 сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;

 базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно продуктивного характера);

 базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).

  Первая группа, так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль. Их цель - мотивировать учащихся; снять трудности лингвистического и психологического плана, связанные с восприятием и пониманием.В этих целях школьникам можно:

 сообщить, какой тип текста им предстоит слушать;

 сообщить значение незнакомых слов, важных для понимания содержания и о значении которых нельзя догадаться по контексту и словообразовательным элементам;

 показать фотографии, рисунки, схемы и др. в той или иной степени информирующие о содержании текста;

 сообщить основную информацию о тексте;

 дать установку на быстрый темп говорения и необходимость не бояться этого, а постараться понять только основную информацию;

     Таким образом, упражнения первой группы должны стимулировать интерес и желание слушать текст. Этот интерес формируется также и заданиями к упражнениям второй группы. Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу.Если речь идет об аутентичном аудиотексте (даже подвергнувшемся той или иной адаптации), то желательно, особенно на начальном этапе обучения» предложить учащимся при первом его (текста) восприятии понять основное содержание или выявить необходимую информацию:

 определить тип текста (например, интервью);

 определить основную тему, идею текста и сформулировать ее;

 ответить на вопросы к общему содержанию текста (Кто? Где? С кем? О чем? Как?) Отмечают, что большой эффект в этом плане дают письменные задания к тексту, выполняемые в процессе его прослушивания:

 заполнение схем, таблиц;

 выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде), один, соответствующий содержанию текста;

 фиксация ключевых слов/фраз;

 запись важных аргументов дискуссии и т.д. Третья группа упражнений направлена на развитие у учащихся умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее. К этой группе упражнений относятся:  пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.;

 продолжение текста (устно и письменно);

 комментирование того, что было интересно (не интересно), ново, значимо для ученика;

 оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова/ предложения; Среди этих упражнений особый интерес представляют: интервьюирование, дискуссия, «круглые столы», ролевые игры, драматизация, написание сценария по прослушанной сказке/рассказу и постановка его на сцене школьного театра (или инсценировка в классе) [Колкер 2001:185; Соловова 2003:125].

  Таким образом, рассмотрев все виды упражнений, можно считать, что они основаны на осознаваемой обучаемыми аналитико-синтетической деятельности, в результате выполнения которой у обучающихся формируются умения дискурсивно- логического характера (умения расчленять поток речи на значимые сегменты и т.д.), аудитивные умения смыслового восприятия.

Категория: Мои статьи | Добавил: larisamarsovna2015 (24.01.2016)
Просмотров: 921 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сайт Валиахметовой З.М.
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz